Музыкант и здоровье его голоса и слуха.Или-«Почему Пугачёва потеряла голос?»(версии от Лабунца).
Эта статья будет полезна не только для музыкантов.Почему?
Для музыкантов, это, прежде всего, вопрос профпригодности.
Для начала определимся: все процессы тесно связаны с горлом и носом.
Не зря врач именуется:”ухо-горло-нос”.
XVI-XVIII вв. при лечении болезней уха и горла применялись прижигание, припарки, спиртовые компрессы, мази, вскрывали нарывы и т.д. например: великому голландскому художнику Гойе местный лекарь посоветовал обрабатывать уши мазью из сала дикой собаки отличающийся особой остротой слуха. Чем кончились для Гойи эти процедуры мы все хорошо знаем.
К потере слуха могут привести как ангина, так и простой насморк.
Тяжелый насморк может быть в результате перенесённого гриппа, хронического заболивания глотки. В последствии, насморк может перерасти в гнойное воспаление среднего уха-отит. Так как в результате оттека носоглотки воздух который обычно вентилирует закрытую барабанную полость не проходит. Мелкие сосуды расширяются и выделяют жидкость.Это грозит нагноением. Следущая стадия- отоит и потеря слуха.
Основной причиной хронического гнойного воспаления являются : тиф, корь, скарлатина, дифтерия.
Отит сопровождается обильными выделениями из барабанной перепонки. Больное ухо промывают лекарственными средствами вставив шунт.
Именно так протекала болезнь у Бетховена.
Открытие антибиотиков А.Флемингом (США) и Флори- пиницилум нататум петриум —,а также, -Ермоловой З.К., Михайличенко(СССР)-крустозина в 1943 году, казалось бы, решило раз и навсегда проблему воспаления.
Однако, разберёмся подробнее.
На смену бактериям приходят вирусы, которые во-первых образуют колонии(гнездо)
Во-вторых: хорошо приспосабливаются к лекарствам и ,любая простуда и снова отит. Тогда требуется еще более сильная доза антибиотиков. Которая очень скоро перестает помагать. Далее необходим переход на антибиотики другого(более сильного) покаления (второго, третьего, четвертого и т.д.) .
Побочный эффект антибиотиков известен давно,- ещё с изобретеним стрептомицина. Ещё более токсичны миногликолидного ряда в сочетании с антибиотики: неомицин, канамицин, мономин, тетрамицин.
Особенно страшны антибиотики аминогликолидного ряда в сочетании с мочегонными препаратами. Например: при лечении почек Вам назначили антибиотик в сочетании с мочегонными препаратами в результате глухота обеспечена сразу!
Подобный эффект можно добиться и в случаях когда проводится лечение антибиотиками а,- в это время организм, ослабленный с одной стороны болезнью ,с другой стороны антибиотиком, подвергается интенсивному шумовому воздействию(например стройка или ремонт дома соседей) ,-в результате глухота!
Очень опасны антибиотики и для певцов. Так как голосовые связки состоят из особых мышц подобных мышце миокарда. Эти мышцы очень чувствительны к антибиотикам. Дело в том что, антибиотики воздействуют на мембраны(стенки)клеток и делают их более жёсткими т.е. неэластичными. В результате связки и мышцы после применения антибиотиков становятся более травмотичными. Не случайно, спортсмены после лечения антибиотиками будучи уже здоровыми никогда в полную нагрузку не начинают тренероватся. Риск получения травм (разрыв связок или мышц)в этот период очень велик. Необходим реабилитационный период. Т.е. необходимо время для вымывания антибиотика из организма. Это в полной мере касается и музыкантов .Наглядным примером может служить история потери голоса великой певицей России Аллой Пугачевой. История, к сожалению, драматична. Алла Борисовна с самого появления на советской эстраде(с песней “Посидим,поокаем”) всегда была склонна к полноте. Это и съиграло главную роль в этой истории потере голоса. В последствии, её обвиняли что, она много курила, ещё больше пила. Нет,- главную роль в этой истории съиграли антибиотики. Случилось это тогда, когда Алла Пугачева решила сделать липосакцию. Эта жуткая операция суть которой заключается в том, что сначала под кожу вводится раствор который растворяет подкожный жир. Потом, образовавшуюся массу при помощи насосов откачивают. Кожа как бы отделяется от тела. Самое важное в этот период реабилитация. Т.е. кожа должна прирости к телу. Не у всех проходит все гладко-часто бывают осложнения. Вот и в случае с Аллой Пугачевой так и получилось. В результате проведённой в Германии операции началось тяжёлейшее осложнение ,которое привело к заражению крови. В Германии врачи уже поставили крест-Аллу Пугачеву срочно доставили в Россию и выходил её наш рядовой терапевт. В последствии, Алла Пугачева сама представляла этого врача- за что ему огромное спасибо. Понятно, что для ликвидации заражения крови потребовалось интенсивное лечение антибиотиками. Результат-Алла Пугачева больше не поёт. В своём интервью перед прощальным туром Алла Пугачева сама намекала на такое обьяснение ,- но подробности раскрывать не стала.
Может сложиться впечатление, — что антибиотики музыкантам совершенно нельзя. Можно, -но осторожно!
Вот некоторые рекомендации в случаях когда применение
антибиотиков неизбежно!
1/принимать только в самых неотложных случаях!
2/строго соблюдать дозировку!
3/вести контроль за тем как организм реагирует на приём антибиотиков ( особенно на высоких-12кГц-16кГц) .В случаи если при применении антибиотиков произошло ухудшение слуха на высоких(12кГц- 16кГц)-срочно прекратить и заменить другим антибиотиком .
4/после лечения антибиотиком уже будучи здоровым никогда в полную нагрузку не начинать петь( не работать).Необходим реабилитационный период .
5/необходимы процедуры для вымывания антибиотиков из организма(обильное питьё) .
6/баня очень хорошо способствует выводу токсинов из организма .
7/В период курса лечения антибиотиков, а так же в реабилитационный период необходимо строго соблюдать режим “звуковой безопастности” .
О режиме “звуковой безопастности” стоит поговорить поподробнее.
Для начала мне вспоминается два фильма — Голливудский(“Парфюмер”),-как пример плохого, неправильного понимания вопроса. И, советский(название не помню но фильм об эксперте парфюмерной фабрики в гл. роли А.Фрейндлих и,кажется Будрайтис, там ещё молодой Табаков дебютировал)-это хороший пример. Так вот, в нашем фильме главный герой ходит даже дома с прищепкой на носу, -а в голливудском парфюмер родом из грязной улицы и работает на кожевельной (скорняжной) мануфактуре. Такая вот изощренная фантазия режиссера. Представляете ,какой там запах!Да после такой жизни парфюмер не то что духи, — вообще ничиго не должен чувствовать носом. Примерно то же самое и в случае со звуком.Слух надо беречь! У людей постоянно подвергающихся шумовому воздействию снижается чувствительность. Так например :наш известный конструктор оружия Калашников глуховат в результате того, ему самому приходилось проводить отстрел оружия на стрельбище. Вы скажите что мы не на стрельбище. ну это еще как сказать. Грохот общественного транспорта чего стоит. Особенно метро. Когда вагон входит в тоннель резко увеличивается наружное давление- уши закладывает. И, наоборот, при выезде из тоннеля –давление падает. И так через 5-6 минут. Приходится ездить в метро в шапке-ушанке с опущенными ушами. Выглядит это очень забавно. Хуже когда едешь в автобусе и водитель ставит свою любимую запись MP3 качества. Автомобильное радио не лучше. Сплошь и рядом перекомпрессированный максимайзерами звук. Всё просто грохочет. На TV образовалась другая проблема,- огромное колличество отвратительно говорящих ведущих! У многих просто плохая дикция.Одни шепелявят,-другие картавят. Или, как у Марины Голуб просто несмыкание. Посмотришь такого ТV,-и ты уже шепелявишь, картавишь, и у тебя несмыкание. Как тут не вспомнить о “зеркальных нейронах” .Кто не в курсе поясню — благодаря наличаю у человека”зеркальных нейронов”происходит процесс обучения, -а значит, восприятия и усвоения(ну это отдельная тема) .Очень опасно для пишущих звукорежиссёров слушать грязное пение Например: вокальные конкурсы на TV. Мне мой педагог по композиции запрещал слушать Высоцкого. Говорил- лучше почитай стихи. Дело в том что Владимир Семёнович, как он сам говорил, пел грязно (т.е. интонировал плохо) .И здесь не спасает так называемая “зонная природа слуха”(Гарбузову) .Уши садятся и всё тут. Как не вспомнить мне совет из уст П.Кандрашина -“Уши надо настраивать в хороших залах, слушая хорошую музыку и в хорошем исполнении” .Спасибо ему,- именно он познакомил меня с акустикой Рахманиновского зала и акустикой большого зала Московской консерватории. Интересно, как наши предки заботились о “шумовой безопастности” . Например: на Невском проспекте до асфальта была своеобразная мостовая вымощенная из ромбовидных брусков лиственницы. Для чего? Шума от топота капыт по такой мостовой было значительно меньше! Мне посчастливилось работать на сцене с выдающимся музыкантом советского времени- Сашей Глухих. В своё время, когда ”Песняры” работали над ” Криком птицы ”Мулявин просил именно Сашу ”послушать ” и ”вычистить ” ”грязь ” .Саша Глухих был слепым, но при этом прекрасно ориентировался. Как? ” По дыханию ”- отвечал он! Предсталяете, в каком звуковом кашмаре находился он! Мы этого не замечаем! Но это не значит, что шум не воздействует на нас. Ещё как!Если рассматривать студийного звукорежиссёра как звукового эксперта,-то становиться ясно что, быт звукорежиссёра должен отличаться от быта обычного человека. Ездить на метро нельзя, ходить на дискотеки –нельзя, смотреть телевизор- нельзя, ходить на концерты, в большинстве случаев, -нельзя. Т.е.-жить надо рядом со студией. Студия,в свою очередь, должна быть не на Литейном а,- на окраине. Лучше в деревне. Знаменитая студия на Abbey Roud –это студия расположенная на дороге, ведущей к монастырю Abbey. Ходить на работу, лучше всего,по одной и той же тропинке(дороге) .Надо учитывать сезонные изменения слуха. Надо учитывать фазы луны в работе с вокалистоми, и т.д.
На западе не принято беспокоится за исполнителей. Но мы не такие. И у нас всегда припесены пара-тройка рецептов от бабушки для того как восстановить голос.
Вот один из них:
— в каструлю налить стакан воды,
насыпать1/2 стакана анисовых семечек,кипятить 15 мин.Затем семечки выбросить, а отвар кипятить с четвертью стакана мёда и влить туда столовую ложку коньяка.Мёд лучше брать липовый.Принимать через полчаса.
Многие пишущие звукорежиссёёры любят учавствовать в исполнении насцене.Однако,неразборчивость в коллективе может привести к необратимым последствиям,Так одна моя вокалистка решила помочь друзьям,-надо было попеть в коллективе народного пения.Эффект был просто чудовищный:через некоторое время моя вокалистка просто перестала петь-у нее было несмыкание!Ещё чуть-чуть и всё-профнепригодность.Другой участник этого же коллектива после часа занятий переставал чисто интонировать.Вы спросите почему?Этот эффект театралы называют-,”говорить в партнёра” .Это значит что после определённого времени ты начинаешь говорить как партнёр,-его голосом,интонацией,и т.д.И вся интанационная “грязь ” это уже твоя “грязь”.Вот почему на некоторых студиях принята практика:одни- вычищают “грязь” ,другие-сводят.Всеядность в данном случае крайне вредна.
В Омске есть замечательный врач зав.Фониатрическим центром, врач высшей категории, отличник здравоохранения, лучший врач России
Людмила Михайловна Доронина( член Правления Академии голоса председатель Сибирского Федерального округа Ассоциации Академии).
Вот только несколько отзывов в адрес этого прекрасного врача:
Алла Пугачева:»Спасибо за новые силы и втрое дыхание.С благодарностью за внимание комне и моей жизни.»
Эдиа Пьеха:»Дорогая Людмила Михайловна!Спасибо вам за любовь к вашему искусству»
Сейчас Фониатрический центр работает при БУЗОО КХМЦ МЗОО.
В заключении приведу ещё несколько рецептов для голоса:
Гоголь-моголь
Взбивать желток чайной ложкой 20 минут, понемногу прибавляя 1,5 столовой ложки сахарного песка. Тщательно вытереть край стакана или перелить в другой стакан , чистый. Можно прибавить чайную ложку лимонного или апельсинового сока или 0,5 стакана кипящего молока.
Гоголь-моголь фруктовый
Взбить 2 яичных желтка, добавить немного соли, 3 столовые ложки сахара и 0,5 стакана холодного компота. Смесь влить в яичные белки, предварительно взбитые в крутую пену, разлить в бокалы.
Гоголь-моголь медовый
Яйцо,2 стакана холодного молока,6столовых ложек меда,2 столовые ложки лимонного или апельсинового сока, смешать и взбивать до получения однородной массы. Подавать к столу очень холодным.
Гоголь-моголь ванильный
Смешать яичный желток, столовую ложку сахара, немного соли и ванилина, влить 0,75 стакана кипящего молока, снова перемешать и процедить.
Гоголь-моголь С мускатным орехом
Слегка взбить яичный желток, добавить столовую ложку сахара, немного соли и твердого мускатного ореха или ложку какао, перемешать, влить 0,75 стакана кипяченного молока и процедить.